Русская мебель XIX века: от ампира
до модерна
Русская мебель в XIX веке прошла путь от позднего
классицизма до модерна, при этом начиная с 40-х годов XIX века стили в мебели,
в соответствии с характерным для этого времени историческим принципом (или
принципом эклектики), изменяются чуть ли не каждое десятилетие, а в пределах
одного дворца, но в разных комнатах (в зависимости от их функционального назначения),
могут cосуществовать "неогреческая", "необарочная" и "мавританская"
мебель.
В мебели первого десятилетия XIX века тенденции, наметившиеся во второй половине
XVIII века, получают свое дальнейшее развитие. Это время позднего классицизма,
который отчетливо выражен, например, в мебели, создаваемой в различных мастерских
по проектам архитектора А. Воронихина.
Русская мебель 20-30-х годов XIX века создавалась
в формах ампира, так хорошо отражавших настроения эпохи, последовавшей за
победой в войне с Наполеоном. В создании предметов убранства домов и дворцов
этого времени важную роль сыграли архитекторы ампира, мастера блестящих зданий
и ансамблей К. Росси и В. Стасов. Мебель 1820-30-х годов тесно связана в своих
принципах построения и декора с архитектурными формами и с античным искусством.
В 30-40-е годы XIX века утяжеляются формы мебели, декор упрощается. Для ее
создания используются красное дерево, орех, палисандр, ясень, а также простые
породы дерева, тонированные под дорогие.
В качестве украшения сохраняется рельефная
резьба с теми же мотивами, что и в первой трети XIX века, но теперь она имеет
общий тон с самим предметом, а не тонируется и не золотится. Иногда в прорезях
спинок и накладной ажурной резьбе на зеркальных дверцах шкафов появляются
готические мотивы. Для обивки впервые начинают использовать ситец (сначала
английский, потом русского производства).
В 1850-60-е годы появляется мебель новых форм и конструкций, которая была
названа именем Гамбса, владельца одной из старейших мебельных мастерских Петербурга.
Впервые образцы этой мебели были показаны в 1849 году на выставке промышленных
изделий Российской империи; они повторяли барочную конструкцию и декор, по
контуру часто располагался ободок сложного профиля, а ножки и спинки украшались
полированной резьбой.
В это время в моду входят стеганые спинки, а обивка мебели подбирается в цвет
с обивкой стен (часто это ситец одного рисунка и расцветки). Одна из главных
особенностей этой мебели - комфортабельность.
Мебель в духе позднего барокко бытовала в
России до конца XIX века, часто в сочетании с элементами других стилей. 1860-1890-е
годы - время эклектики. В гостиных часто ставили золоченую мебель, украшенную
резными цветами, завитками и раковинами; большое распространение получила
золоченая бронза, мало популярная в России раньше.
Мебель украшалась фарфоровыми медальонами и накладками, а также инкрустациями
с цветочными орнаментами и пасторальными сценами - после долгого перерыва
инкрустации разными породами дерева, костью, перламутром, цветными металлами
снова получили распространение в мебели. Теперь часто стали применять недавно
изобретенные химические массы, имитировавшие по цвету и рисунку черепаховый
панцирь, что дало возможность подражать изделиям дорогой мебели предшествующего
времени в технике Буль, избегая больших материальных затрат. Наиболее распространенные
обивки - разноцветные штофы, полосатый и гладкий бархат, "шпалерные"
ткани, подражавшие тканям XVIII века; обивка дополнялась тесьмой сложного
плетения.
В гостиных 70-80-х годов появилась так называемая
"кутаная" мебель: грубо сделанная конструкция была скрыта под слоем
волоса и обивочной ткани. Все это дополнялось оборками, драпировками, сетками
с кистями и бомбошками, многоярусной бахромой, шнурами и проч. В кабинетной
и столовой мебели этого времени распространились гарнитуры, подражающие мебели
эпохи Возрождения и западноевропейского барокко XVIII века. Ее дополняли резьбой,
сохранившимися цветными и золотыми кожами XVI-XVII вв. испанской, итальянской
и французской работы. В одном гарнитуре могли сочетаться элементы барокко,
рококо и классицизма.
В последней трети XIX века особое место заняла мебель в "русском"
стиле, подражавшая народным формам. Ею часто оформляли столовые: обеденный
стол на высоком подстолье, резные стулья тяжелых прямоугольных форм, обитые
кожей и парчой, буфет, похожий на ларь или поставец.
В архитектуре и декоративном искусстве рубежа
XIX-XX веков развивается стиль модерн в сочетании с использованием древнерусских
и народных форм и орнаментов. Обтекаемость контура, нарушение симметрии, беспокойная
линия контура, резьба в виде сглаженного рельефа с матовой полировкой, свобода
композиционного решения декора и условность трактовки элементов характерны
для мебели этого времени. Основные мотивы украшения мебели - стилизованные
цветы и травы с длинными изогнутыми стеблями и листьями. Вводятся новые сорта
дерева, ранее использовавшиеся редко: бук, серый клен, ясень. В отделке широко
применяются штампованный металл и мозаика из цветного стекла на латунном каркасе.
В обивке модными становятся серо-зеленые, сиренево-розовые и желто-зеленые
полутона; часто используется техника аппликации.
В конце XIX века в Абрамцеве, подмосковном имении Мамонтовых, была создана
кустарная мастерская по обработке дерева, которой руководила Е. Д. Поленова.
Вместе с другими художниками она изучала русскую народную мебель, собирала
ее и создавала свою мебель с использованием народных форм, русского геометрического
и растительного орнамента. Мебель, сделанная Поленовой, характеризуется наличием
резных орнаментов, близким декору русских прялок; мебель братьев Виктора и
Аполлинария Васнецовых сочетает детали русской народной мебели с "сочной"
резьбой.
В 1903 году в усадьбе Талашкино, принадлежавшей
М. К. Тенишевой, были открыты художественные мастерские, где работали Н. К.
Рерих, М. В. Врубель, С. В. Малютин. Там создавалась мебель, в которой дух
русской сказки, выраженный в растительных орнаментах и резьбе в виде фантастических
животных, переплетался с формами, близкими северному модерну.
В предреволюционный период получило распространение сочетание неоклассицизма
с присущей ему строгостью композиционных решений и модерна.
Для стульев этого времени характерны спинки в виде сквозной решетки с вертикальными
вытянутыми делениями. Поверхность дерева часто покрывалась эмалевой краской
цвета слоновой кости, а сиденья и спинки обтягивались тканями с вышитыми на
них блеклыми розами и др. цветами (таков, например, стул, сделанный М. Ф.
Якунчиковой). В это же время часто копировался французский ампир.
По-новому располагается теперь в мебели для
сиденья проножка: очень близко к царге, соединяясь с ней несколькими вертикальными
планками. Из пород дерева чаще всего используются красное дерево и карельская
береза. Стилизация осуществляется по всем параметрам: формы, породы дерева,
характер обработки, декор, рисунок и расцветка обивки. В создании мебели неоклассицизма
важную роль сыграли архитекторы начала XX века - И. А. Фомин, В. А. Щуко и
др. Они создавали интерьеры особняков и квартир вместе с мебелью.
Источник:: http://svetico.narod.ru/regency/house/furnhistory.html
|
|